Вместе веселей!

Изучение истории дома

Я попросила моего хорошого друга, учителя истории, дать несколько советов родителям, которые учат своих детей дома. И попросила его поразмышлять на тему, как бы он учил своего ребенка истории дома, какую бы программу составил и какие методики бы использовал. И вот его ответ....

Если бы я учил истории своего ребенка дома

Не секрет, что современное школьное образование направлено в первую очередь на подготовку ученика к прохождению аттестационных испытаний, которые сейчас имеют в России форму теста. Также общеизвестно, что тестовая форма проверки знаний далека от совершенства, особенно в сфере гуманитарных наук, требующих высокого уровня владения словом.

Наверное, многих это удивит, но среди «пострадавших» наук оказалась и история. Почему? – Да потому что исторические знания и историческое мышление – это нечто большее, чем просто набор дат и определений, которые можно заучить наизусть, а проверить через тест понимание учеником той или иной темы практически невозможно. При этом знать историю очень важно как для полноценного образования, так и для развития кругозора будущей личности, понимания происходящих в обществе процессов, возможности предугадывать тенденции развития тех или иных событий в сферах экономики, политики, социальной жизни.

Что же делать тем родителям, которые хотят развить в своих детях широкие взгляды на мир, аналитическое мышление и предоставить возможность ориентироваться в мировых процессах? Ответов может быть несколько – учить детей истории самостоятельно, нанять репетитора или подобрать для ребенка школу, обеспечивающую полноценное историческое образование. В принципе, все варианты хороши, но и репетитор, и школа с нестандартной программой стоят денег, и чаще всего – немаленьких. Поэтому оптимальный путь – разбираться в нюансах исторического процесса вместе с ребенком. В результате такого подхода, родители всегда будут уверены в качестве знаний ребенка, а кроме этого, сами вспомнят и узнают много интересного.

Что важно помнить, если Вы учите ребенка самостоятельно

Если вы решили самостоятельно учить своего ребенка истории, то прежде чем разрабатывать методику занятий, важно понять некоторые особенности:

  1. Невозможно выучить все даты. Да, безусловно, уделять внимание хронологии и заучиванию важных в мировой и отечественной истории дат необходимо, но не стоит перегибать палку. Даты нужны лишь для привязки тех или иных событий ко времени, и сами по себе они не являются активным знанием.
  2. Невозможно выучить наизусть все определения. Конечно, ребенок должен уметь оформить словами суть того или иного процесса, но не стоит добиваться от него повторения определения из учебника слово в слово. Будет гораздо лучше, если он связно озвучит вам свое определение, которое будет точно отражать содержание «официального» определения из учебника. Если же вы услышите чересчур идеальную формулировку, то не поленитесь попросить ребенка перефразировать сказанное.
  3. Главное в истории – понимание сути процессов. Можно знать огромное количество исторических фактов и определений, но история – это не зубрежка исторических событий. Это понимание того, по каким причинам эти события произошли, почему они развивались именно таким путем, а не каким-то другим, какие последствия того или иного исторического события. Такой подход разовьет в ребенке понимание того, что все в истории взаимосвязано и научит самостоятельно выявлять исторические закономерности. В результате придет понимание того, что нельзя развязать войну и не получить в итоге экономического кризиса внутри страны; невозможно совершить государственный переворот так, чтобы никто не пострадал; не стоит изолировать свою страну от внешнего мира, потому что рано или поздно этот мир все равно ворвется в нее и так далее.
  4. Периодизация! Хотя для понимания исторического процесса важно видение исторической взаимосвязи событий, не меньшую роль играет и периодизация – разделение истории на глобальные периоды, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволяет ребенку не запутаться в последовательности событий и, что самое важное, увидеть особенности того или иного периода истории.
  5. Обязательно проводите параллели. Исторические параллели – важный момент для развития умения понимать закономерности развития истории, а также для связывания между собой событий с точки зрения последовательности (хронологии) и территории. Если вы изучаете события одного периода в разных странах, то предложите ребенку вспомнить, что происходило в это же время в другой стране, история которой уже была вами изучена. Точно так же, если какое либо событие совпадает по своим признакам с событиями, уже изученными на уроках, то попросите ребенка провести параллели, выявить общие черты и отличия.
  6. Не перегружайте ребенка. История не любит частых мозговых штурмов. Объем материала, который вам нужно освоить по федеральным стандартам, не очень большой. Достаточно будет проводить с ребенком 2-3 занятия в неделю для начальной и средней школы, и 4 занятия – для старшей. А вот продолжительность занятия оценивайте сами – это зависит от используемой методики, ну а самое важное – от активности и интереса ребенка. Если интерес пропал, то поставьте в занятии логическую точку и вернитесь к рассмотрению материала в другое время или с другой, лучшим образом подходящей, методикой.

Итак, самое важное – научите вашего ребенка мыслить, видеть историческую ретроспективу и последствия событий. Ну а помогут вам в этом современные методики, которые, впрочем, нередко бывают уже хорошо известны, но слегка видоизменены. Используя приведенные ниже способы подачи исторического материала, вы сможете разнообразить уроки истории, привить ребенку интерес к ее изучению, а кроме этого обеспечить себя методической базой, которая и станет основой для ваших уроков.

Простые, удобные и эффективные методики изучения истории дома

Линия времени

Общеизвестная всем с первых уроков истории в общеобразовательной школе, и незаменимая для понимания хронологии в истории, линия времени, в современной школе получила новую жизнь. Во многом это произошло благодаря западным методикам, где линия времени называется timeline. Дело в том, что графическое определение хронологической последовательности событий уместно не только для отображения рубежа эпох (до Нашей эры и после Нашей эры), как это происходит в российской школе. Линия времени может применяться для отдельных протяженных исторических событий (например, войн), периодов развития какого-либо государства или в рамках глобальной исторической периодизации. Более того, ценность timeline в том, что несколько линий можно сопоставить между собой, и таким образом провести хронологические параллели между разными событиями.

Если вы решили всерьез заняться со своим ребенком изучением истории, то рекомендуем вам сделать единое историческое поле, где нарисовать несколько линий времени для разных исторических периодов и значимых событий. И в дальнейшем, при изучении определенного материала, наносить на линию времени важные даты, причем так, чтобы они между собой соотносились. В итоге у ребенка будет единое видение исторических событий и их хронологической взаимосвязи в разных странах и в разные периоды.

Исторические карточки

Для начальных классов отлично подходят карточки, изображающие то или иное событие с нанесенной на них датой. Заведите красивую и удобную коробку для карточек, нарежьте вместе с ребенком основу для них и затем в ходе урока предложите изобразить изучаемое событие на рисунке. Когда карточек накопится достаточное количество, они станут идеальным методом для того, чтобы проверить насколько хорошо ребенок запомнил даты изучаемого периода.

Кроме этого, если вам позволяет пространство, то можно совместить исторические карточки и линию времени. Сделайте достаточно длинную линию и не просто записывайте на ней даты, а прикрепляйте карточки с датами и рисунками – это и наглядность, и поле для эксперимента. Например, можно неправильно разместить карточки на линии времени и предложить ребенку найти ошибки.

Видео и аудио уроки

Отличный вариант для освоения фактологического материала – видео и аудио уроки по истории. Сейчас можно без больших сложностей найти видео, содержащее изложение какой-либо исторической темы. Вот несколько сайтов, где собраны неплохие подборки видео уроков по истории:

На этих же сайтах доступны и аудио уроки, которые также можно поискать и на крупнейших торрентах, загрузить на свой компьютер или на плеер и совмещать изучение истории с другими делами (поездки, прогулки и так далее).

Важно понимать, что недостаточно просто поставить ребенку видео лекцию и на этом успокоиться – якобы он знает после этого тему – НЕТ!. Перед началом лекции обязательно дайте ребенку задание, объясните, что именно он должен будет сделать после лекции, подготовьте список вопросов. Даже краткий конспект – это неплохое решение для обратной связи и лучшего запоминания. Также можно смотреть лекцию вместе с ребенком и после важных моментов останавливать воспроизведение, чтобы поговорить об изложенном материале.

Книжки

Еще один отличный способ подкрепить уроки истории возможностью погрузиться в ту или иную эпоху – книги исторического содержания. Сейчас достаточно большое количество авторов работает в этом направлении, и нет проблем найти историческую книжку для любого возраста. Даже «Три мушкетера» Александра Дюма дадут вашему ребенку отличное понимание атмосферы эпохи, послужат хорошей иллюстрацией при изучении европейской истории, религиозных войн между Англией и Францией. При изучении истории России обратите внимание на такие произведения как:

  • Александр Стрельцов «Сокровища хана Мамая»,
  • Станислав Пономарев «Стрелы Перуна»,
  • Анатолий Рыбаков «Кортик» и  так далее.

Поискать подходящие книги можно в крупных книжных интернет-магазинах, где зачастую публикуются целые подборки книг по разным историческим тематикам.

Исторические игры

Один из лучших способов совместить изучение истории и семейный досуг – исторические игры. За последние 20 лет в России появились и свои настольные игры военно-исторической тематики, и большое количество переведенных и адаптированных игр, созданных за границей. Подберите несколько игр для разных исторических эпох и в ходе игрового процесса объясняйте ребенку соответствующие исторические закономерности и реалии. Это поможет ему погрузиться в конкретный период, лучше запомнить активные для игры особенности этого периода истории. Более того, исторические знания помогут ребенку стать мастером игры, так как все серьезные игры основаны на действительных исторических закономерностях и событиях, знание которых дает игроку преимущество.

Среди самых популярных настольных исторических игр, которые можно рекомендовать для изучения истории можно перечислить:

  • Каркассон,
  • Каменный век,
  • Оборона Порт Артура,
  • Полтавская битва 1709 г.,
  • Самурай,
  • Тигр и Евфрат и так далее.

На крупнейших сайтах, посвященных настольным играм, обязательно есть раздел «Военно-исторические игры», где вы без труда найдете игру, соответствующую изучаемому вами периоду истории.

Исторические реконструкции

Сейчас почти в каждом городе действует клуб исторической реконструкции. В большинстве своем, реконструкторы – очень открытые и доброжелательные люди, которые с радостью посвятят вашего ребенка в тонкости воссоздаваемой эпохи, причем, сделают это совершенно бесплатно. Девочкам будет интересен исторический костюм, ну а мальчикам, естественно, доспехи, оружие и особенности военных действий. Возможно, это станет основой для более стойкого интереса вашего ребенка к конкретному историческому периоду или к истории в целом.

Вы также можете сами организовать для ребенка ролевую игру – дети их очень любят. Для этого достаточно придумать персонажа, которого ждут приключения и немного в него поиграть, отыгрывая сюжет на словах. Вам, как ведущему, отводится роль «голоса за кадром», описывающего события. При этом можно упоминать какие-либо исторические реалии, или наоборот, спрашивать у своего ученика как он представляет себе внешний вид города, людей. Выявляя логические ошибки в его объяснениях можно быстро сформировать критическое мышление, а конкретные исторические факты будут запоминаться через игру гораздо лучше.

Поездки и музеи

Конечно же не стоит забывать и про поездки и прогулки с детьми. В каком бы городе вы ни проживали, имеет смысл обратиться к архитектурным памятникам (особенно при изучении культуры), исторически значимым местам вашего города. Кроме этого, стоит обратить внимание и на ближайшие города – возможно, там тоже есть интересные с исторической точки зрения достопримечательности. В целом, при планировании любой поездки с ребенком, можно предварительно выяснить историю того места, куда вы отправляетесь и связать местные исторические события с событиями общероссийскими или общемировыми.

Даже если вы поехали с семьей на природу, и незадолго до этого проходили тему жизнь первобытных людей, то не лишним будет предложить ребенку поиграть в жизнь древних, вместе с ним смастерить копье, лук, каменный топор, устроить «охоту на мамонта» и так далее. Поверьте, знания, полученные в такой форме, останутся с вашим учеником на всю жизнь.

Нельзя не упомянуть о музеях, в которых нет недостатка в нашей стране. Проживающие на северо-западе России могут посетить со своим ребенком Эрмитаж, Русский Музей, военно-исторические музеи – всего в Санкт-Петербурге более 30 исторических музеев, полный список которых можно посмотреть здесь - http://www.peterburg.biz/museums.html#ist. В Центральном регионе можно организовать поездку в столицу, где кроме обязательной к посещению Третьяковской галереи, действует еще около 80 исторических музеев (полный список музеев Москвы можно посмотреть здесь - http://www.afisha.ru/msk/museums/museum_list/historical_museums/).

Как построить занятия

Итак, после того, как вы «вооружились» этими знаниями и методиками, можно приступать к построению образовательной программы. За основу изучения истории можно взять любую стандартную школьную программу и обычные учебники. Не стоит изобретать велосипед – на начальных этапах обучения вам в любом случае придется работать над фактологией, и  в любом случае – в хронологической последовательности. А вот через 2-3 года, когда таких фактов накопится достаточно, можно будет перейти к аналитическим урокам, дебатам, проведению исторических параллелей и так далее. Познакомиться с программами по истории можно на многочисленных сайтах для учителей, например, здесь - http://uchkopilka.ru/istoriya/programmy.

Самый эффективный вариант построения занятий – погрузиться в изучаемую эпоху. Предложите ребенку нарисовать рисунок на основе изученного материала, прочитать книгу, посмотрите вместе художественный фильм, сделайте костюм и поиграйте в настольную или ролевую игру. Метод погружения в эпоху особенно хорошо работает с маленькими детьми на начальных этапах изучения истории. По мере усложнения изучаемого материала и увеличения его объемов, следует больше внимания уделять систематизации и анализу информации, беседам и дебатам по пройденному материалу.

История – это интересно и увлекательно! И если вы почувствуете этот интерес при подготовке к очередному занятию, то без труда сможете поделиться им с вашим ребенком.
 

Теги домашней школы: 

Комментарии

Добавить комментарий

Пользовательский

  • Разрешённые HTML-теги: <em> <strong> <u> <strike> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.