Вместе веселей!

Обучение без объяснений

Хочу рассказать об очень интересном наблюдении. Полгода назад мне довелось обучать семилетнюю девочку (дочка моей подруги была на домашнем обучении и мы вместе разрабатывали "методики"). Я заметила, что если детям не объясняешь правил, то они могут дойти до этих правил сами. Как бы сами для себя эти правила создавать.

Приведу пример...

Мы писали с девочкой диктант. Писали разные тексты, отрывки из произведений. Правил правописания до этого не изучали, никаких словарных слов. Я просто диктовала, говорила, какие нужно ставить знаки препинания, какие ошибки она допустила в словах, как пишется то или иное слово.

Со временем девочка сама начала делать выводы. Меня это очень заинтересовало. Например, она пару раз спросила, с большой или с маленькой буквы писать определенные слова, я просто говорила с какой, без всяких пояснений. Она сама поняла, что в начале предложения любое слово пишется с большой буквы, что имена тоже пишутся с большой буквы.

Та же ситуация была и со знаками препинания. Сама выявила закономерность, что перед словом "чтобы" всегда есть запятая. Отметила это для себя и я уверена, что поймет, почему.

Несколько раз я ее поправила, когда она не написала "мягкий знак" после "ш" в словах следующего типа "пишешь, приедешь". Опять же отметила это для себя и задалась вопросом, для чего это. Одним словом, очень интересно. Мне кажется, что она способна сама дойти до правил русского языка и без наших объяснений. Такие закономерности ее заинтересовали. Она стала не просто читать книги, а с вниманием относится именно к написанию слов и предложений. Это очень интересно. Возможно, это будет даже эффективнее зазубривания различных правил.

Надо дать ребенку шанс понять всё самому

Я сделала вывод, что НЕ НАДО УПРЕЖДАТЬ. Сначала надо дать возможность ребенку самому задаться вопросом, почему так. Что бы он имел возможность попытаться найти на него ответ, выявить закономерность или по крайней мере сформулировать вопрос и задать его взрослому. Надо отвечать на заданные вопросы, а не упреждать и пускаться в объяснения ДО ТОГО, как к ребенку придет этот вопрос.

Добавить комментарий

Пользовательский

  • Разрешённые HTML-теги: <em> <strong> <u> <strike> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.